Монстры Китая – это неотъемлемые персонажи культурного наследия этой страны. Впрочем, нет сегодня в мире такой культуры, которой они были бы не присущи. Все мы в свое время читали о циклопах и вампирах, слышали про ведьм и оборотней. Но, мифология Китая предлагает совершенно иной взгляд на монстров. Речь о том, что здесь встречаются достаточно редкие экземпляры, про которых, скорее всего, многие наши современники никогда даже не слышали. Так, например, про оборотней, превращающихся в волков в полнолуние, слышали все.
Но, кто знает о том, что в Китае свято верили в существование вертигров – людей, превратившихся в тигров? Ими становились те люди, которых в свое время прокляли, а проклятия, как известно, передавались из поколения в поколение. По сюжетам других мифов получается, что вертигры – это восставшие из могилы люди, которых в свое время убили тигры. Среди всех монстров Китая они занимали почетное положение – были сильными, ловкими и беспощадными.
Герои мифологии Китая
Основными персонажами древнекитайской мифологии являются все же культурные герои или первопредки. Они представлены в многочисленных письменных памятниках в качестве совершенно реальных правителей и сановников древности. Они всегда выступают в качестве создателей и изобретателей всевозможных благ с ремеслами. Так, например, Фуси изобрел рыболовные сети, а Суй Жэнь дал людям огонь, герой по имени Шэньнун положил начало земледелию и рытью колодцев. А еще он обнаружил целебные качества трав. Ему же приписывают и меновую торговлю.
Персонаж Хуанди придумал и сконструировал лодки с колесницами, а также предметы одежды, пошитые из материи. И он же начал обустройство общественных дорог. Именно с его именем тесно связывают начало отсчета лет, то есть, календарь, а также письменность. Впрочем, в соответствии с другой версией ее создал некий четырехглазый Цанцзе. Абсолютно всем легендарным первопредкам приписывалось начало производства глиняных сосудов и создание музыкальных инструментов. В различных вариантах мифов Китая одно и то же событие приписывалось авторству разных персонажей.
В китайском трактате «Гуаньцзы» огонь добывает Хуанди через трение дерева о дерево, а в сочинении «Хэ ту» или «План реки» это делает Фуси. Кстати, именно первопредки поначалу боролись с монстрами, таким образом, защищая человечество. Со временем разнообразные мифологические образы из древнекитайских племен превратились в некую, единую систему, этому способствовало бурное развитие натурфилософского мировоззрения, которое базировалось на пяти стихиях и существах, подчиняющихся им или ими же владеющих.
Была также система, которая ориентировалась на четыре стороны света. И каждую из сторон, как известно, населяли свои монстры и свои добрые персонажи. Эти сведения получены не только из древних трактатов, но также из сохранившихся образцов изобразительного искусства.